Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы

Описание породы русский тяжеловоз и содержание лошадей

Порода лошадей русский тяжеловоз принадлежит отечественному племенному разведению. Она была создана благодаря российским селекционерам, поставившим перед собой цель – вывести породу выносливых животных, которые бы ничем не уступали европейским характеристикам качества. Такой конь по праву считается гордостью отечественного конезаводства, что дает ему возможность периодически занимать самые высокие места на всевозможных выставках, форумах.

Тяжеловозы считаются весьма перспективными в хозяйстве, так как генофонд практически полностью сохранен и позволяет заняться разведением, способным в небольшие сроки выйти на рентабельный уровень.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра

А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Содержание

При всем изяществе и благородстве орловская порода лошадей не требовательна в содержании. Она хорошо приспосабливается к новому климату, новым кормам.

В домашних условиях уход за лошадью стандартный. Однако при ипподромном содержании, а также во время испытаний и нагрузок качественный специальный уход является основой здоровья и продуктивности рысака.

Обязательные процедуры:

  • ежедневная чистка денника утром и вечером — уборка навоза и мокрой подстилки, отбивка свежей подстилки;
  • ежедневная чистка кормушек и поилок, раз в неделю мойка горячей водой с содой;
  • чистка лошади перед сбором или тренировкой — чистка шерсти скребком и щеткой, расчесывание гривы и хвоста, расчистка копыт;
  • профилактика заболеваний сухожильного и связочного аппарата — бинтование, обмазывание конечностей серой глиной, специальными мазями;
  • превентивные меры после забегов и тренировок — массаж мускулатуры, обтирание соломенным жгутом, проводка;
  • профилактические работы перед заездами и призами — применение горячих попон и горчичников.

Кормление

Нормы питания во многом зависят от цели использования лошади, а также возраста, пола и физиологического состояния. Основу рациона составляют трава и сено.

Лучше использовать луговое, клеверное и люцерновое сено. Добавляют также вико-овсяную смесь, пшеничные отруби и морковь. Из зерна лошадям дают овес, кукурузу и ячмень.

Наряду с традиционными кормами племенным и спортивным лошадям дают:

  • комбикорм;
  • патоку;
  • травяные гранулы;
  • жмых;
  • сенаж;
  • силос;
  • белковые и витаминно-минеральные добавки.

Диетическим сочным кормом признана морковь, сахарная свекла.

Подготовка и нормы корма:

Кормят лошадей не менее 3 раз в сутки, при тяжелой работе — в промежутках и перерывах. Сначала дают грубые корма, затем за 60 минут до работы концентраты. Половину суточной нормы грубых кормов дают на ночь.

Поят 3 раза в день перед кормлением, но не ранее чем через 1,5-2 часа после физической нагрузки.

Уход в конюшне

Для столь крупного и энергичного животного требуется достаточно просторная конюшня со стойлами 3×3 м.

Температура зимой может кратковременно даже снижаться до минусовой, и орловские рысаки и их жеребята переносят её достаточно легко при условии полного отсутствия сквозняков.

Однако в тепле лошади чувствуют себя более комфортно, поэтому стены конюшни утепляют (например, пенопластом), а на деревянный пол кладут подстилку слоем не менее 20 см из:

  • опилок;
  • соломы;
  • сена;
  • сухого торфа.

В конюшне не должно быть чрезмерно жарко (оптимальной считается температура не выше +23°C при влажности в пределах 45-50%. Для увеличения светового дня в зимнее время конюшня искусственно освещается.

Лошадиные стойла должны быть оборудованы кормушками и поилками.

Обычно кормушку, изготовленную из деревянных досок, устанавливают таким образом, чтобы к ней был доступ как изнутри стойла, так и снаружи. То же самое относится и к поилке.

Такое расположение облегчает загрузку кормушек и поилок, а также их санитарное обслуживание без необходимости лишний раз тревожить коня.

Профилактика болезней

Для сохранения здоровья рысаков необходимо не только тщательно ухаживать за ними самими, но и следить за гигиенической чистотой их денников. Для этого следует каждодневно убирать навоз и менять загрязнившуюся подстилку (сухая подстилка — лучший способ избежать дерматита).

Необходимо также минимум раз в неделю чистить кормушку и поилку горячей водой с содой. Стены денника и перегородки в нём тоже следует регулярно освобождать от загрязнения.

Для профилактики заболеваний и скорой помощи при возникновении проблем со здоровьем рысака следует в конюшне иметь аптечку с:

  • мазью для копыт;
  • смесью вазелина и рыбьего жира;
  • скипидаром;
  • спиртом с солью;
  • зелёнкой;
  • перекисью водорода;
  • йодом с камфорой;
  • камфорным спиртом;
  • бинтом;
  • ватой.

История породы

Отбор породистых рысаков в США начался еще в 18 веке. Основным стандартом лошадей считали не внешние данные, а скорость, с которой животное пробегало дистанцию в 1 милю (1609 м). Кроме этого, на формирование породы повлияла и страсть заводчиков к бегам и скачкам: для рысистых коней проводились специальные соревнования. В начале 19 века конный спорт приобрел необыкновенную популярность, т. к. технический прогресс сделал коней невостребованными в прежнем качестве тягловых животных.

Среди родоначальников породы были представители английской верховой и норфолкской рысистой пород (жеребцы Мессенджер, Джюстин Морган, Бельфаундер). При смешении качеств этих представителей в потомстве появились кони, отличающиеся высокой резвостью. Для коневодов, который знали, что доход зависит от того, какую скорость развивает их питомец, это предоставляло большие возможности для дальнейшего отбора.

Сиандартбреды становились все резвее с каждым новым поколением. Тех лошадей, которые не укладывались в стандарт резвости (1 миля за 2,5 минуты), даже не допускали к разведению в США.

Племенную книгу США начал жеребец Гамблтониан Х. Все ныне живущие кони стандартбредной породы являются его потомками.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Применение русских тяжеловозов

Сегодня представители обсуждаемой нами породы используются в разных направлениях. По-прежнему остаётся актуальным их применение в сельском хозяйстве. В сёлах лошадь пашет землю, обслуживает фермы, перевозит дрова, уголь, ёмкости с водой.

Порода используется в сельском хозяйстве и туризме

Вторая сфера использования сильных и красивых скакунов – туризм и досуг. В парках на них катаются дети и взрослые, совершая конные прогулки, а от фото с такими красавцами мало кто откажется. При хорошем уходе русский тяжеловоз выглядит роскошно.

В молочной отрасли эти лошади используются активно. Из их питательного молока изготавливают кумыс, кисломолочный продукт. В России пока не производят сыр из кобыльего молока, который пользуется спросом в Казахстане, но, возможно, вскоре он появится и на прилавках магазинов в нашей стране.

Порода лошадей русский тяжеловоз заслуживает высокие оценки коневодов. Она проявляет прекрасные качества, выделяющие её среди других скакунов – выносливость, трудолюбие, умение приспосабливаться к новым условиям жизни и работы, неприхотливость. Потомки бельгийских арденов – гордость русской селекции.

http://moykon.ru/porodi/186-russkii-tiazhelovozhttp://stroy-podskazka.ru/loshadi/porody-i-masti/russkij-tyazhelovoz/http://fermhelp.ru/poroda-loshadej-russkij-tyazhelovoz/

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона.

Предлагаем ознакомиться ᐉ Кедр сибирский — полезные свойства, описание

Першерон

Краткое описание породы

Лошади отечественной породы внешне сильно напоминают иностранных предков. Это массивные и крупные животные, которые по габаритам сильно превосходят другие тяжеловозные породы. Высота в холке — 165-167 см, вес жеребцов — 750 кг, кобыл — 580 кг. Отличаются животные крупной головой, выпуклым профилем, косой лопаткой и мощной шеей. Спина удлиненная, с широкой поясницей и спущенным крупом. Отличительная черта владимирской породы лошадей — правильно поставленные крепкие костистые ноги.

Самая распространенная масть — гнедая, но могут встречаться рыжие и вороные кони. Шерсть короткая и густая. Внизу ноги имеют широкие белые «чулочки». Также животные обладают густым хвостом и гривой.

Достоинства породы:

  • благодаря сочетанию крепкой конституции и усердия эта лошадь способна выполнять работу, которая непосильна людям;
  • отличается изысканностью и грациозностью;
  • соединяет в себе следующие качества: выносливость, энергичность, красоту хода, природное усердие, красивый окрас, врожденное трудолюбие;
  • покладистый нрав и внешние данные делают породу универсальной.

Характер

К особенностям характера владимирских лошадей относят послушание и готовность к выполнению любой работы. Животные могут трудиться и в сильную жару, и в проливной дождь. Негативные внешние факторы не оказывают на них сильного воздействия. Если за лошадьми правильно ухаживать и разводить, то они будут способны выполнять различные функции, возложенные на них.

Несмотря на крупные габариты и немного угрожающий вид, кони и лошади владимирские тяжеловозы обладают дружелюбным нравом. Молодые жеребцы могут быть строптивыми и непослушными, но быстро успокаиваются. Если хозяин будет заботиться о них, то животные спокойно выполняют различные команды. Видя ласковое и внимательное отношение к себе, кони отвечают на это послушанием, но при пренебрежительном отношении со стороны владельца лошади могут проявлять свой нрав.

Чтобы питомцы выполняли разные команды, их нужно правильно растить и воспитывать. Вырастают они терпеливыми, выносливыми, неприхотливыми и преданными животными.

Размножение

Владимирская лошадь отличается хорошей плодовитостью. Взрослеют животные рано, поэтому разведением породы можно заниматься, когда жеребцам и кобылам исполнится 3 года. При этом используются чистокровные особи. В год кобыла приносит чаще всего одного жеребенка. Если пара подобрана правильно и за ней был осуществлен должный уход, то высокий процент появления здорового потомства. Кобылы такой породы отличаются высокой молочностью, т.к. крупному жеребенку необходимо большое количество молока.

Применение

Владимирские лошади нашли свое применение в следующих сферах:

  1. Племенная работа. Конезавод приобретает лучших особей, чтобы добиться хороших характеристик по объему молока, мяса и т.д.
  2. В качестве рабочей лошади для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов, вспашки земель и выполнения других работ в сельском хозяйстве.
  3. С целью получения молока, т.к. кобылы характеризуются высокой молочностью.
  4. Для досуга и развлечения. Эти лошади нередко используются для верховой езды, их запрягают в тройки на народные гуляния, представляют на соревнованиях и выставках.

Размножение

Орловские рысаки относятся к позднеспелым породам лошадей, формирование особи завершается лишь к 5 годам. У некоторых особей полное созревание наступает чуть раньше, и к 4 годам молодой рысак готов к случке. Несмотря на поздние сроки развития орловские рысаки довольно долго живут и отличаются высокой плодовитостью. В зависимости от условий содержания, наследственных факторов и прочих обстоятельств средний показатель плодовитости варьируется. В год появляется на свет не менее 80-90 жеребят на 100 кобыл.

Для получения потомства используют два метода: естественная случка и искусственное осеменение. Оба метода подразумевают правильный подбор жеребца. Его оценивают по 3 показателям: телосложение (экстерьер), энергичность (резвость) и окрас. Процесс осеменения кобыл начинается в феврале, а заканчивается в июне. Жеребята с рождения до 6 месяцев остаются с матерями, и только потом их переводят в специально отведённые помещения (группы).

О том, почему орловские лошади — достояние России, рассказано в видео.

Особенности породы

Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.

Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.

Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:

  1. Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
  2. Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
  3. Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.

История происхождения

Около 150 лет назад на территорию России завезли мелких тяжеловозных бельгийских коней, арденов. Хотя их внешний облик не впечатлял, однако сельские жители оценили работоспособность иностранных скакунов и неприхотливость к условиям содержания. Эти животные проявляли активность, готовы были трудиться без устали, при этом особо не нуждаясь в богатой кормовой базе. Именно бельгийские ардены и стали прародителями русского тяжеловоза. Их разводили в частных хозяйствах на протяжении десятилетий.

Масштабная селекционная работа началась в 1860 году в Петровской академии. Главное ядро новой породы сформировалось именно там. За основу брали лучших украинских и российских лошадей, из их помесей отбирали жеребят с оптимальными признаками. Однако потомство перенимало внешние недостатки арденов. Чтобы обновить кровь и устранить дефекты, учёные проводили скрещивание помесных кобыл с брабансонами.

К концу 18 века порода изменила облик в лучшую сторону. Когда в 1900 году проводилась выставка в Париже, где и представили улучшенного русского тяжеловоза официально, порода получила признание публики. Присутствующий на выставке жеребец даже был удостоен золотой медали. В дальнейшем селекционная работа продолжалась вплоть до начала гражданской войны. Учёные направили силы на увеличение рослости коней. Для этого потомков арденов скрещивали с крупными породами.

Внешний вид русского тяжеловоза

Гражданская и Великая Отечественная войны нанесли урон племенному поголовью русских арденов, но всё же породу удалось сберечь. Новые лошади сильно отличались внешне от своих бельгийских прародителей, но сохранили их главные качества:

  • физическую силу;
  • выносливость;
  • приспособленность к климату средней полосы;
  • неприхотливость и нетребовательность к кормовой базе.

В 1952 году породу официально назвали русским тяжеловозом. С тех пор она считается одной из лучших среди лошадей отечественной селекции.

Внешний вид

Лошадь русский тяжеловоз не отличается высоким ростом, но она очень хорошо сложена. У представителей породы мускулистое тело, крепкие ноги и мощная грудь. Рассмотрим внешние характеристики русского тяжеловоза:

  • рост – 150-153 см;
  • вес жеребца – 650-700 кг, кобылы – 500 кг;
  • голова среднего размера с широкой лобной частью;
  • шея недлинная, с характерным плавным изгибом, мощная;
  • холка широкая;
  • линия спины ровная, поясничная часть мясистая;
  • грудь бочкообразной формы с хорошо выделяющейся мышечной массой;
  • круп округлый, раздвоенный, немного опущенный;
  • конечности крепкие средней длины с правильной постановкой, покрыты длинными волосами;
  • грива густая;
  • масть преимущественно рыжая или бурая, реже – рыже-чалая или вороная.

Внимание! На нижней части ног прямо над копытами у русских тяжеловозов имеются белые метки. Это их типичная особенность

Характер

Представители отечественной породы лошадей отличаются добрым нравом. Они никогда не проявляют норов. Эти животные умны и уравновешены, быстро привыкают к владельцу и покоряются ему.

Русский тяжеловоз активен и трудолюбив. Он способен работать не только в упряжке, но и под седлом. Коневоды отмечают, что представители русской тяжеловозной породы заслуживают доверия. Даже если управлять ими будет неопытный наездник, конь не выбросит его из седла.

Внимание! Лошадь русский тяжеловоз способна быстро привыкать к хозяину и новому режиму работы. Она вынослива и нетребовательна к условиям содержания

Несмотря на покладистый и спокойный характер, лошадка в ответ на грубое обращение может взбрыкнуть. Как и любые другие животные, потомки арденов, почувствовав опасность, проявляют инстинкт самосохранения, начинают защищаться.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Отдельные рекордсмены

Селекция, направленная на создание мощных и выносливых лошадей, привела к появлению настоящих исполинов. Многие великаны-тяжеловозы вошли в историю как уникальные примеры селекционной работы, а их имена стали известны во всем мире.

Биг Джейк

Славу самой большой лошади в мире снискал бельгийский мерин Биг Джейк. На сегодня ему принадлежит пальма первенства в рейтинге лошадей-великанов. Биг Джейк занесен в книгу рекордов Гиннеса. Его рост – 2 м 17 см. Его вес такой же, как у большого джипа – 2600 кг. Просто невероятные цифры. Биг участник всяких представлений. Выступая в ток-шоу «Дом Рональда Макдональда», Биг «отдает» все заработанные средства на благотворительные нужды.

Для поддержания своей великолепной формы, мерин съедает ежедневно пару тюков соломы и 5 кг овса. А чтобы не испытывать жажды, ему каждый день нужно 30 ведер воды.

Нодди

Нодди – лошадь породы Шайр. Живет в Австралии. Его вес – 1300 кг, а рост – 205 см. На сегодня Нодди считается самой высокой лошадью. Свое массивное сложение он унаследовал от своего предка. Дед Нодди – Эдвард, жил в Англии, и тоже возглавлял в свое время рейтинг роста. Чтобы окупать свое недешевое содержание, Нодди приходится работать на ферме своей хозяйки Д.Гринмен.

Диггер

Диггер – член королевской конной гвардии. Здесь привыкли к крупным коням, но Диггер своим появлением вызвал настоящий фурор в 2012 г. Этот клейдесдаль – самый большой конь в гвардии. Рост этого великана 220 см. Ежедневно ему требуется 25 кг сена и 95 л воды. Вес Диггера – 1200 кг. Конь уже попал в книгу рекордов Гиннеса, но его рост продолжается.

Крэкер

Крэкер представляет английских шейров. Этот великан достигает в высоту 198 см и весит 1200 кг. Ежедневно великан ест по два тюка сена, 4-5 кг зерна. Норма питья – до 13 ведер в день. Конь часто появляется на телевидении – он в Англии популярная личность.

Дюк

Дюк проживает в Великобритании. Рост этого мерина – 207 см. Но лошадь продолжает расти. Вполне реально, что Дюк сможет побить рекорд, и станет самым высоким конем в мире. Дюк питается особым образом, поэтому и растет как на дрожжах. Хозяйка поит его специальными травяными настоями и кормит яблоками. Исполин ест вдоволь зерно и сено, запивая их не только водой, но и 20 литрами травяного чая. Хоть Дюк и великан, он пуглив и страшно боится мышей.

Бруклин Сьюприм

Бруклин Сьюприм был бельгийским брабансоном и жил в середине 20 века (1928-1948 гг). Принадлежал он некому С.Г. Гуду (г. Огден, Айова). Жил и умер этот жеребец в США, в штате Айова. В возрасте 10 лет великан достиг веса 1450 кг, а его рост в холке равнялся 198 см. Конь обладал огромными копытами, общий вес его подков составлял 13 кг. Обычная подкова весит 700 г, подковы Бруклина весили по 3,5 кг. Масть этого жеребца-исполина – гнедо-чалая. Объем грудной клетки – 259 см.

Самсон

Рекордсменом среди гигантов-тяжеловозов считается Самсон (Сэмпсон) – жеребец породы шайр. Жил он в 19 веке. Был зафиксирован его рост – 220 см. Вес – 1520 кг. Год рождения – 1846. Его родина – английский городок Тоддингтон Миллс (графство Бедфордшир).

Владельцем Самсона был некто Томас Кливер. Статус самого большого и мощного коня он получил в 4 года. Причем не только в Англии, а во всем мире. За колоссальные размеры его решили назвать Мамонтом. Рекорд Самсона пока не побит, а оценить величину рекордсмена можно по немногим фото, дошедшим до наших дней.

Марокко

Марокко – першерон, который когда-то был самой большой лошадью. Сведений о Марокко сохранилось немного. Известно, что его рост равнялся 215 см, весил конь примерно 1300 кг. Судить о габаритах Марокко можно по фотографии, дошедшей до наших дней.


Копия вырезки из газеты (на фото лошадь Марокко со своим хозяином)

Доктор Ле Жер

Этот великолепный першерон родился в далеком 1902 г. Жеребец вымахал в высоту 2 м 13 см. Его вес сопоставим с весом автомобиля – 1400 кг. Это самая крупная лошадь за всю историю французского коневодства. Никто из першеронов не смог и близко приблизиться к рекорду Доктора Ле Жера.


Данная иллюстрация выпускалась в виде настенных плакатов и почтовых открыток

Функции лошадей от века к веку менялись, но они всегда оставались превосходными компаньонами для человека. Сегодня тяжеловозы – не только верные помощники и друзья человека, но и настоящее украшение окружающего мира, требующее заботы и внимания.

Современное коневодство России

Российские лошади ценятся во всём мире. Стараниями энтузиастов удалось сохранить основные породы русской лошади, закрепить поголовье на уровне, необходимом для воспроизводства. Степи юга России остаются центром племенного разведения лошадей. В нашем крае люди умеют ценить красоту и благородство этого вечного спутника русского человека. Ростовская и Воронежская области, Краснодарский край – основные регионы, сохраняющие и воспроизводящие российские породы лошадей. Если до Великой Отечественной войны в СССР было 111 коневодческих хозяйств, в предперестроечный период — порядка ста, то на сегодняшний день государственных заводов осталось очень немного. Большинство крупных хозяйств в конце 90-х подверглись процедуре банкротства, лишь немногие были спасены стараниями меценатов или местными органами власти.

Федерация конного спорта имени Кирова

Самое лучшее положение традиционно на юге России и Кавказе. Терский конезавод, Донской, Великокняжеский, конный завод имени Кирова. Эти предприятия смогли выстоять в изменившихся условиях благодаря традициям. Хреновский конезавод, колыбель орловского рысака, и сегодня является крупнейшим в своей сфере. Старожиловский конезавод – центр разведения русской верховой. Злынский конный завод в Орловской области не только сохраняет породу русского рысака, это ещё и музей коневодства России. Частично сохранены хозяйства других регионов.

Сейчас коневодство в РФ проходит второе рождение. Возрождение конного спорта, скачек стимулируют развитие как частных хозяйств, так и государственных конных заводов. В сфере деятельности конезаводов налажено тесное сотрудничество с частными конными хозяйствами, с фермерами. Продажа чистокровного молодняка, осеменение породистыми производителями позволяют сохранять поголовье и являются существенным финансовым подспорьем. Зрелищность спорта, развитие тотализаторов на ипподромах позволяет выгодно развивать этот вид. Дополнительным стимулом может являться высокий рейтинг российского скакуна на международных аукционах. Верховая лошадь, орловский рысак и русская рысистая ценятся за свой резвый бег, безупречный экстерьер, который уже не спутать ни с восточной, ни с европейской лошадью.

Аборигенное коневодство, традиционное для национальных округов, также получает второе развитие после развала коллективных хозяйств. Табуны в Якутии, Башкортостане, на Алтае и в Тыве зримо увеличили своё поголовье. Русские лошади сохранены во всём своём многообразии.

Видео

Интересные факты

Орловские рысаки вдохновляли на творчество многих писателей — Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Примером литературного произведения может служить книга Петра Ширяева «Внук Тальони» (1928) об орловском рысаке Лесть.

Писатель А. И. Эртель будучи сам уроженцем Воронежской области, где находится знаменитый Хреновской завод описал быт, связанный с выведением лошадей орловской породы в романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги».

Орловские рысаки запечатлены на многих произведениях изобразительного искусства, как например:

  • Картины русского художника Николая Сверчкова (1817—1898), который особенно часто обращался в своём творчестве к орловцам.
  • Картина «Орловские рысаки в дышловой упряжке и собака» (1861) немецкого художника Рудольфа Зурландта из коллекции Музея коневодства Московской академии имени К. А. Тимирязева.

Известны также следующие кинофильмы:

  • «Любушка» — фильм 1961 года по мотивам книги П. Ширяева «Внук Тальони».
  • «Крепыш» — фильм 1982 года об орловском рысаке по кличке Крепыш.
  • «Рысак» — фильм 2005 года по мотивам книги П. Ширяева «Внук Тальони».

Орловская порода лошадей неоднократно воспроизводилась на почтовых марках ряда стран:

  • Азербайджана — 1993, 1997,
  • Бутана — 1999,
  • Молдавии — 2002,
  • России — 2007,
  • СССР — 1968,
  • Танзании — 1991,
  • Украины — 2005.

Общая характеристика

Советские тяжеловозы считаются самыми крупными среди тяжеловозных лошадей. Это мощные, крепкие, выносливые животные, способные перемещать большое количество груза. Рассмотрим особенности их экстерьера и черты характера.

Внешний вид и телосложение

Внешний облик лошадей данной породы отличается следующими характерными чертами:

  • масть преимущественно рыжая или рыже-чалая (но встречаются гнедые и гнедо-чалые лошади);
  • рост в холке достигает 170 см;
  • вес лошади — до 1т;
  • шея коротковатая, мускулистая;
  • голова средних размеров, отличается очень широкими ноздрями и сравнительно небольшими прямыми стоячими ушами;
  • спина ровная, поясница широкая, круп раздвоенный и свислый;
  • ноги среднего размера, мускулистые, щётки умеренно обросшие.

Важно! Существуют две линии советских тяжеловозов — лошади Починковского и Мордовского конезаводов. Починковская линия отличается наибольшей массивностью и более удлинённым туловищем

Представители Мордовской линии более компактны и характеризуются чуть большей сухостью.

Нрав и повадки

Характер у этих животных спокойный, покладистый, энергичный. Агрессии они, как правило, не проявляют (разве что в ответ на грубость или в стрессовой ситуации). Правильная линия поведения с ними — спокойный и уверенный тон при подаче команд. Повышать голос (а тем более кричать) нежелательно.

Использование

Советских тяжеловозов используют, прежде всего, для перемещения грузов. В ходе стандартных испытаний жеребец шагом тянет груз массой 4,5 т на расстояние 2 км. Кроме того, они могут ходить под седлом. Нередко их используют для улучшения других пород или же для получения более продуктивного потомства от непородистых лошадей.

Важно! Советские тяжеловозы отличаются скороспелостью. К полугодовому возрасту жеребята набирают вес в полтонны

С 2,5-3 лет лошадь ставят в работу, в 3 года её можно использовать для разведения. Кобылицы, как правило, могут приносить приплод до 20-летнего возраста включительно.

Кобылицы отличаются высокой молочной продуктивностью: они в среднем дают по 3300 л молока в год, а рекордсменки способны выдать и более 6 000 л. В некоторых регионах представителей данной породы разводят для получения мяса.

Достоинства и недостатки

Представители данной породы обладают многочисленными достоинствами. Перечисляем:

  • высокая грузоподъёмность и выносливость;
  • спокойный характер;
  • нетребовательность к кормам;
  • сохранение работоспособности в течение длительного времени;
  • быстрое развитие жеребят;
  • длительность репродуктивного возраста;
  • высокая молочная продуктивность.

Ярко выраженных недостатков у данной породы нет. Однако у некоторых особей может быть неправильная постановка ног, что практически не влияет на их рабочие качества.

Русский тяжеловоз — все о породе и много фоток

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях.

Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах.

На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения.

Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей.

А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества.

В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector